ГУ «Отдел земельных отношении города Жезказган»
Официальный сайт государственного учреждения
Главная О некоторых вопросах земельного законодательства
Опубликовано: 15 марта 2012

Для сведения собственникам земельных участков и землепользователей о некоторых вопросах земельного законодательства

 
Принять комплекс мер по проведению инвентаризации земельных участков предоставленных для строительства индивидуального жилищного строительства (ИЖС), изъятия в случае отсутствие строительства в установленные сроки, и другие задачи в области регулирования земельных отношений поставлены перед Агентством Республики Казахстан по управлению земельными ресурсами Главой государства и Правительства в свете Послания Президента народу Казахстана от 27 января 2012 года.
20 июля 2011 года Законом Республики Казахстан № 464-ІV «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам регулирования земельных отношений» в Земельный кодекс был внесен целый ряд изменений и дополнений. В частности, они коснулись статей 92, 94, регламентирующих порядок принудительного изъятия земельных участков, не используемых по назначению либо используемых с нарушением законодательства.
                Основная масса земельных участков, полученных физическими и юридическими лицами Республики Казахстан, реализуя Конституционные и иные права, предусмотренные законодательством в соответствии с нормами Земельного кодекса Республики Казахстан, в настоящее время не используются. В силу требований статьи 92 Земельного кодекса Респубоиики Казахстан, в случаях, если земельный участок, предназначенный для жилищного или иного строительства, не используется в соответствующих целях в течение двух лет (если более длительный срок не предусмотрен законами Республики Казахстан), то такой земельный участок подлежит принудительному изъятию у собственника и землепользователя в порядке, предусмотренном статьей 94 настоящего Кодекса. В этот период не включается время, необходимое для освоения такого земельного участка, а также время, в течение которого данный участок не мог быть использован по назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование.
                В соответствии с пунктом 2 настоящей статьи, срок и условия освоения земельного участка определяют местные исполнительные органы областей, городов республиканского значения, столицы, районов, городов областного значения,  акимы городов районного значения, поселков, аулов (сел), аульных (сельских) округов, а на территории специальной экономической зоны - местные исполнительные органы соответствующей административно-территориальной единицы или администрация специальной экономической зоны в пределах их компетенции по предоставлению земельных участков, установленной настоящим Кодексом, в зависимости от целевого назначения предоставляемого земельного участка и правового режима земель, установленных на данной территории в соответствии с зонированием земель и градостроительными регламентами.
      При этом, освоение земельного участка, предоставленного для строительства, осуществляемого в соответствии с законодательством Республики Казахстан об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности по проектной (проектно-сметной) документации, а также без проектной (проектно-сметной) документации либо по эскизам (эскизным проектам) и для сельскохозяйственных целей, устанавливается сроком не менее двух лет.
                Одним из обязанностей собственников земельных участков  и землепользователейпо использованию земельных участков предусмотренной статьей 65 Земельного кодекса РК, является использование земли в соответствии с ее целевым назначением, а при временном землепользовании - в соответствии с актом предоставления земельного участка или договором аренды (договором временного безвозмездного землепользования).
Согласно порядка принудительного изъятия земельного участка, не используемого по назначению либо используемого с нарушением законодательства Республики Казахстан, предусмотренного статьей 94 Кодекса, принудительное изъятие земельных участков у собственников и землепользователей, предусмотренное статьями 92 и 93 настоящего Кодекса, производится в судебном порядке по иску территориального органа по управлению земельными ресурсами области, города республиканского значения, столицы по месту нахождения земельного участка.
В силу пункта 2 настоящей статьи, иск о принудительном изъятии земельного участка в случае, предусмотренном статьей 92 настоящего Кодекса, может быть предъявлен только после письменного предупреждения собственника или землепользователя о необходимости использовать земельный участок по назначению, сделанного не менее чем за год до предъявления иска и при условии, что за это время собственник земельного участка либо землепользователь не принял необходимые меры по использованию такого участка по целевому назначению.
В случае принудительного изъятия земельного участка у собственника или землепользователя по решению суда по основаниям, указанным в статьях 92 и 93 настоящего Кодекса, право собственности на земельный участок или право землепользования (по отношению выкупленных у государства прав аренды на земельный участок) продается на торгах (конкурсах, аукционах) в порядке, установленном гражданским процессуальным и исполнительным законодательством Республики Казахстан.
    
           В случае принудительного изъятия земельного участка, предоставленного на безвозмездной основе, значит для ведения личного подсобного хозяйства (включая приусадебный и полевой наделы),  индивидуального жилищного строительства, для садоводства, а также дачного строительства по норме предусмотренной статей 50 Земельного кодекса Республики Казахстан, у собственника по решению суда по основаниям, указанным в статье 92 настоящего Кодекса, данный земельный участок зачисляется в специальный земельный фонд для дальнейшего перераспределения без возмещения стоимости собственнику земельного участка. При этом у такого собственника (при условии, что изъятый земельный участок был предоставлен на основании подпункта 2) пункта 3 статьи 9 настоящего Кодекса) сохраняется право повторного получения земельного участка на безвозмездной основе для этих же целей.
Вырученная сумма за вычетом расходов по принудительному изъятию земельного участка выплачивается бывшему собственнику земельного участка или землепользователю. При невозможности реализации такого земельного участка или права землепользования на него после проведения не менее трех торгов (конкурсов, аукционов) в течение одного года земельный участок зачисляется по решению суда в специальный земельный фонд.
На основании вышеизложенных норм законодательства напоминаем, что в случаях отсутствия возможностей использовать земельные участки по назначению, Вы имеете право отказа от земельного участка в соответствии с нормами статьи 82 Земельного кодекса Республики Казахстан.
В соответствии с компетенцией и полномочиями, предусмотренными земельным законодательством, государственный контроль за использованием и охраной земель осуществляет центральный уполномоченный орган – Агентство Республики Казахстан по управлению земельными ресурсами и его территориальные органы.
По нашей области государственный контроль осуществляет ГУ «Территориальная земельная инспекция Агентства Республики Казахстан по управлению земельными ресурсами по Карагандинской области».
Функции, полномочия, обязанности должностных лиц, осуществляющих государственный контроль за использованием и охраной земель, расписаны в главе 18 Земельного кодекса РК, а также в Законе РК                «О государственном контроле и надзоре в Республике Казахстан», исчерпывающе раскрывающем порядок проведения государственного контроля.
Для прямого обращения населения по тем или иным фактам нарушений земельного законодательства или гарантированных прав граждан имеется телефон доверия (87212:47-82-25). Также осуществляется прием физических и юридических лиц в приемной Инспекции, и общественной приемной Карагандинского филиала НДП «Нур-Отан».
Для получения дополнительной информации по вопросам государственного контроля за использованием и охраной земель, а также о фактах нарушения норм земельного законодательства можно обращаться в Территориальную земельную инспекцию Агентства Республики Казахстан по управлению земельными ресурсами по Карагандинской области по адресу: город Караганды, ул. Пассажирская 15. тел/факс 47 58 59, Karaganda_kzr@mail.ru., Karaganda_tzi@nur.kz.
А.Б.Сексенбаева – главный специалист
ГУ «Территориальная земельная
инспекция по Карагандинской области»