ГУ «Отдел земельных отношении города Жезказган»
Официальный сайт государственного учреждения
Главная Информация Стратегический план ГУ на 2011-2015 годы
Опубликовано: 30 января 2011
Стратегический план ГУ « Отдел земельных отношений города Жезказгана» на 2011-2015 годы
 
1. Миссия и видение.
Миссия.
Создание условий для эффективного использования и охраны земли, способствующего экономическому развитию, повышению качественных показателей сельскохозяйственных земель в целях обеспечения продовольственной безопасности.
Видение.
Рациональное использование и охрана земельных ресурсов Жезказганского региона.
 2. Анализ текущей ситуации.
Опыт стран с рыночной экономикой показывает, что развитие реального сектора экономики в определенной мере связано с рациональным использованием земель, на основе информации земельного кадастра, кадастровой оценки земель, являющейся базой для определения ставок земельного налога.
С принятием Земельного кодекса Республики Казахстан и введением частной собственности на земли сельскохозяйственного назначения появилась необходимость в достоверной информации о качественном и количественном состоянии земельных ресурсов.
          Тем не менее, в настоящее время не редки случаи отсутствия полноты информации в сфере земельных отношений, что, безусловно, влияет на эффективность регулирование земельных вопросов, а также на достоверность налогообложения за использование земли.
        В процессе разгосударствления и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий, а также с переходом сельскохозяйственной отрасли на рыночные отношения, возникли проблемы в улучшении эффективности и целенаправленности использования земельных ресурсов, присуще практически ко всем категориям земель, например:
            1) На землях сельскохозяйственного назначения  фактически во всех сельских округах города Жезказгана отмечается устойчивая тенденция ухудшения качественных показателей земель, в частности снижение содержания в почвах гумуса и иных питательных веществ,  видового состава растительности и ее продуктивности, что отрицательно сказывается на развитии отрасли животноводства.
Сельскохозяйственные угодья земель города Жезказгана подверждены деградации, загрязнению, способствующему снижению плодородия почв.
          За  последние десятилетияповсеместно значительные площади земель выведены из сельскохозяйственного оборота и  переведены в земли запаса,  они в структуре земельного фонда  области занимают - 49,1 %,  в том числе сельхозугодий 49,7 %.
           По данным ЖФ ДГП «Караганда НПЦзем» за период с 1980 по 2003 годы, общая площадь сельскохозяйственных угодий подверженных ветровой эрозии составила более 5,3 тыс. га,   в связи, с чем необходимо проведение работ по исследованию возникновения причин водной, ветровой эрозии для последующего принятия действенных мер в комплексе мероприятий по борьбе с этим нежелательным явлением.
         2. В настоящее время на город Жезказган не имеются доброкачественные  планово-картографические материалы, а имеющиеся устаревшие, изготовлены в начале семидесятых годов прошлого века.
 Кроме того, ныне не менее важное значение стал вопрос в резервировании земельных участков на территории и в пригородных зонах городадля реализации программ по жилищному строительству и инновационных проектов, а также для строительства государственных и социальных объектов,    нередко требующие значительные финансовые средства связанные с изъятием земельных участков.
             3) На землях промышленности, транспорта, связи, обороны и иного несельскохозяйственного назначения отсутствуют карты общераспространенных полезных ископаемых, не определены, а также не закреплены границы дорог местного и республиканского значения.
            Территория города Жезказгана богата полезными ископаемыми, приоритетными из них являются цветные и черные металлы. Имеются множество месторождений общераспространенных полезных ископаемых. Геологоразведочные работы осуществляются силами добывающих предприятий, которые заинтересованы в разведке только тех участков, которые пригодны к немедленной эксплуатации.
            В этой связи, перспективы воспроизводства минерально-сырьевой базы, развитие природно-сырьевого потенциала являются весьма приближенными, что настоятельно требует составления и издания карт прогнозов месторождений твердых полезных ископаемых и подземных вод.
            Использование богатейшего сырьевого потенциала региона, связанного с непосредственным изъятием земель под производственные объекты и инженерную инфраструктуру, привело к формированию значительных площадей нарушенных земель, темпы рекультивации которых, в последние годы резко сократились. Площадь нарушенных земель составляет 2 464  га, из них 246,4 га отработаны и подлежат рекультивации.
             4) В землях особо охраняемых природных территорий не определены на местности границы особо охраняемых природных территорий местного значения, отсутствует карта с объектами историко-культурного назначения.
             В связи с наличием уникального историко-культурного наследия, наличием зон отдыха и с перспективой развития туристической отрасли, в настоящее время разрабатываются автомобильные, пешеходные, велосипедные, маршруты по привлекательным местам, которые требуют уточнения границ земельных участков, предоставляемых для освоения зон отдыха.
   В соответствии со ст. 152 Земельного кодекса Республики Казахстан Государственный земельный кадастр представляет собой систему сведений о природном и хозяйственном состоянии земель, местоположении, целевом использовании, размерах и границах земельных участков, их качественной характеристике, об учете землепользования и кадастровой стоимости земельных участков, иных необходимых сведений. В государственный земельный кадастр также включается информация о субъектах прав на земельные участки.
Формирование сведений государственного земельного кадастра обеспечивается проведением работ по мониторингу земель, количественного и качественного учета земель, составлением земельно-кадастрового дела на конкретный земельный участок, изготовлением земельно-кадастровых карт и идентификационного документа на земельный участок.
Определение качественной характеристики, культуртехнического состояния и бонитировки почв проводятся на основе изыскательских (почвенных, геоботанических и др.) работ с периодичностью проведения обследований в                 7-10 лет.
Вместе с тем, материалы почвенного обследования (почвенные карты, картограммы агропроизводственной группировки почв и др.) имеются на площади около 17 % всех сельскохозяйственных угодий земель города Жезказгана.
Кроме того, с периодичностью в пять лет необходимо проводить экономическую оценку земельных ресурсов, которая последний раз проводилась в 1980-1985 годах.
В функционирующей в настоящее время автоматизированной информационной системе государственного земельного кадастра (АИС ГЗК). используются два вида земельно-кадастровой информации – атрибутивная (текстовая) и графическая.
Проблема предоставления сведений по количественному учету земельных ресурсов может быть решена приведением в соответствие атрибутивной и графической информации.
Для устранения указанных проблем требуется провести межевание нескоординированных земельных участков, которое включает полевые геодезические работы по инструментальному координированию поворотных точек границ земельных участков, юридической идентификации их по кадастровой документации, ввода данных в графические базы АИС ГЗК.
Решение перечисленных проблем в области земельных ресурсов позволит обеспечить представление достоверной информации о качественном и количественном состоянии земельных ресурсов.
        Кроме того, в части перехода учета методом начислений, инвентаризация земель в дальнейшем позволит выявить неиспользуемые, нерационально используемые или используемые с нарушением земельного законодательства Республики Казахстан.
       Другой актуальной проблемой является борьба с деградацией земель.
       На территории земель города Жезказгана  значительная часть сельскохозяйственных угодий характеризуется наличием признаков, отрицательно влияющих на плодородие земель.
       В составе пашни защебненные в разной степени почвы занимают 0,3 тыс. га, или 52,9 %, 
       По данным качественного учета культуртехническое состояние сенокосов характеризуется следующими показателями: чистые - 0,8 тыс. га, закустаренные - 0,1 тыс. га,
       По культуртехническому состоянию пастбища распределяются следующим образом: улучшенные - нет, чистые – 637,7 тыс. га, покрытые кочками - 4,7 тыс. га,   закустаренные – 70,6 тыс. га, залесенные – 9,8 тыс. га, закамненные-25,2 тыс. га, затырсованные – 37,9 тыс. га, сбитых – 31,8 тыс. га.
       Около 5% населения области (4,9 тыс. человек) живет в сельских районах и большинство из них зависит от доходов, напрямую или косвенно связанных с аграрным сектором экономики, т.е. с использованием земель.
       В связи с большой  удаленностью продуктивных пастбищ от населенных пунктов, а также из-за  необводненности, их большая часть не используется. Площадь обводненных пастбищ постепенно сокращается из-за отсутствия целенаправленной работы по реконструкции и  ремонта обводнительных сооружений.
      Экологическое состояние кормовых угодий, особенно расположенных вблизи населенных пунктов, под влиянием промышленных объектов, продолжает ухудшаться.
     По данным качественной характеристики земель, общая площадь подверженных ветровой эрозии сельскохозяйственных угодий составляет 5,3 тыс. га или 0,6 %.
           Использование богатейшего сырьевого потенциала региона, привело помимо радиоактивного загрязнения почв и к формированию значительных массивов нарушенных земель, темпы рекультивации которых, в последние годы желает намного лучшего. Площадь нарушенных земель   составляет 2 464. га, из них 10 %– отработаны.      Бонитировка сельскохозяйственных земель была проведена   в 70 – 80 годах прошлого столетия по материалам почвенных и других обследований М 1: 25000 - 50000.
      Существующая методика бонитировки почв предусматривает получение основного оценочного балла лишь по одному критерию – содержание гумуса в полуметровом слое, выбранное на основе прямолинейной зависимости между плодородием почв (гумусом) и урожайностью культур. В практике эта методика применяется для ускоренной и приблизительной оценки почв.
     В условиях рыночной экономики она не совсем эффективна и использование ее при разработке нормативов земельного налога и арендной платы не везде соответствует действительности.
Проводимые прикладные научные исследования в области земельных отношений обеспечат научную основу проведения землеустройства, государственного земельного кадастра и мониторинга земель, а также формирование государственного информационного ресурса о земле, являющегося основной составной частью общегосударственных информационных систем, входящих в «электронное правительство»: «Реестр налогоплательщиков и объектов налогообложения», «Адресный регистр», «Реестр недвижимости», государственная база данных «Физические лица»
и др.
Осуществление экономической оценки земли соответствует одному из положений политической платформы НДП «Нур Отан», согласно которому необходимо создание системы учета и экономической оценки земли, иных природных ресурсов с ежегодным уточнением их рентной стоимости по ценам внутреннего и мирового рынков.
Таким образом, в условиях рыночной экономики существенно возрастает интерес участников экономического процесса к объективной и достоверной информации о перспективах развития рынка земли в целом. Поэтому, учитывая ограниченные финансовые возможности, целесообразно проведение комплексного анализа всех сведений, формирующих Государственный земельный кадастр, так как получение своевременных и достоверных сведений является важным информационным источником для обоснования и принятия оптимального управленческого решения в конкретной ситуации.
Наряду с определенными проблемами в части проведения качественного и количественного учета земель области, необходимо отметить возрастающее количество нарушений земельного законодательства Республики Казахстан.
Анализ проведенных государственным контролем по использованию и охране земель выявил, что основными видами нарушений земельного законодательства Республики Казахстан является нарушение права государственной собственности на землю, не использование или использование земель с нарушением земельного законодательства.
                Таким образом, проведенный анализ состояния государственного контроля за использованием и охраной земель свидетельствует о необходимости разработки действенного механизма по ужесточению ответственности за совершенные нарушения в сфере земельных отношений. 


 

3. Стратегические направления, цели и задачи деятельности
ГУ «Отдел земельных отношений города Жезказгана»

Наименование
Ед.
изм
Отчетный период
                                    Плановый период
2010 год
2011 год
2012 год
2013 год
2014 год
2015 год
1
2
3
4
5
6
7
8
Стратегическое направление 1.Формирование актуальных данных по земельным ресурсам.
Цель 1.1 Обеспечение полноты и достоверности представляемой пользователям информации о земельных ресурсах
Создание возможности для получения и предоставления земельно-кадастровой информации, в том числе картографических данных на земельные участки, всем заинтересованным пользователям и увеличение количества базы данных ежегодно не менее 20 %
Кол - во землепользователей (тыс.)
 
0,333
0,416
0,520
0,570
0,620
0,680
Задача 1.1.1. Повышение уровня информационного обеспечения о качественном состоянии земельных ресурсов
Охват изысканиями сельскохозяйственных угодий, подлежащих обследованию
%
 
831,102тыс.га
 
20
 
166,2
28,5
 
236,86
27,1
 
225,2
12
 
101,8
12
 
101,8
12
 
101,8
Охват паспортами земельных участков крестьянских хозяйств
100 %
 
шт.
13
 
39
13
 
39
13
 
39
13
 
39
13
 
39
13
 
39
Задача 1.1.2.Улучшение количественного учета , формирования свода сведений о земельных участках и земельном фонде города
Улучшение Выполнение межевания некоординированных земельных участков.
100 %
7,5 тыс. участков
19,6
 
1,47
19,6
 
1,47
19,6
 
1,47
19,6
 
1,47
19,6
 
1,47
19,6
 
1,47
Сканирование земельно-кадастровых дел и введение в подсистему « Архив» АИС ГЗК
%
5,0 тыс. земельно-
кадастровых. дел
 
20
 
1,0
20
 
1,0
20,0
 
1,0
20,0
 
1,0
20,0
 
1,0
20,0
 
1,0
Задача 1.1.3.Совершенствование ведения и использования данных мониторинга земель
Количество стационарных экологических площадок (СЭП) для мониторинговых наблюдений
ед.
 
0
1
 
 
 
 
Площадь земель, охваченных наблюдениями         
%
 
 
 
 
 
 
Цель 1.2. Разъяснительная работа законодательства РК субъектам земельных отношений
Задача 1.2.1 Совершенствование законодательства Республики Казахстан путем внесения изменений и дополнений в нормативные правовые акты
Внесение предложения по совершенствованию нормативно правовых актов
Шт.
1
1
1
1
1
1
Задача 1.2.2.Проведение праворазъяснительной работы среди населения города и населенных пунктов по вопросам земельных отношений
Снижение правовой неграмотности среди субъектов земельных отношений
%
 
35
40
45
50
55
60
Стратегическое направление 2.Рациональное использование земли города
Цель 2.1. Организация разработки проектов зонирования земель и программ, проектов и схем по рациональному использованию земель
Задача 2.1.1. Определение балла бонитета почв земель сельскохозяйственного назначения
тыс. га
 
84,2
96,6
115,6
115,0
125,0
125,0
Задача 2.1.2. Разработка проектов (схем) зонирования земель в разрезе городов и районов области
тыс. га
 
176,0
137,0
137,0
137,0
135,9
137,0
Задача 2.1.3. Работы по переводу сельскохозяйственных угодий из одного вида в другой (перевод орошаемых земель в неорошаемые)
тыс. га
 
15,4
8,3
11,4
8,2
7,0
8,0
Задача 2.1.4. Работы по изменению и уточнению границ города областного значения
тыс. га
 
 
54,241
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
4. Функциональные возможности и возможные риски
Рациональное использование земельных ресурсов города Жезказгана, совершенствование земельных отношений, отнесение земель сельскохозяйственного назначения и земельных участков к категории материальных активов и введение их в финансово-экономический оборот – это не полный перечень задач, необходимых для углубления земельной реформы, которые координируются  ГУ «Отдел земельных отношений города Жезказгана».
Достижению поставленных стратегических целей будут способствовать ряд планируемых и проведенных мероприятий по изменению внутренней среды Управления, а также развитие полноценных взаимоотношений с заинтересованными государственными органами.
Среди внутренних факторов, влияющих на решение поставленных задач можно отнести введение обновленной структуры ГУ «Отдел земельных отношений города Жезказгана». в соответствие с выбранными направлениями Стратегического плана.
Наряду с развитием вертикальной системы управления земельными отношениями в рамках проведенного разграничения функций и полномочий в сфере управления земельными ресурсами, которая направлена на обеспечение взаимодействия с акиматами районов, городов, сельских округов, полагаем необходимым развитие межсекторального взаимодействия по вопросам земельных отношений.
В числе государственных органов, содействующих достижению поставленных целей в области земельных отношений, следует выделить ГУ «Отдел сельского хозяйства»  и Инспекцию по  охране окружающей среды, исполнительных органов города, поселков, сельских округов; снижению нарушений земельного законодательства Республики Казахстан будет способствовать взаимодействие с органами прокуратуры, юстиции и Межрегиональной земельной инспекцией по Акмолинской, Карагандинской областям и по городу Астаны.
Межсекторальное взаимодействие

Наименование стратегической задачи
Совместные мероприятия
с заинтересованными государственными органами
Повышение уровня информационного обеспечения о качественном состоянии земельных ресурсов
ГУ « Отдел земельных отношений города Жезказгана»– в части использования данных мелиоративного кадастра орошаемых земель и агрохимического обследования почв пахотных земель при составлении качественной характеристики сельскохозяйственных угодий города
Улучшение количественного учета, формирования свода сведений о земельных участках и земельном фонде города
 
 
 
Уполномоченный орган по земельным отношениям города – согласование предложений по улучшению количественного учета земель
Отдел статистики– согласование форм ведомственной статистической отчетности, содержания и порядка ведения атрибутивной и графической информации
Совершенствование ведения и использования данных мониторинга земель
 
Отдел земельных отношений  – передача данных о состоянии земель и развитии негативных процессов (эрозии, опустынивания, засоления и др.) 
Проведение праворазъяснительной работы среди населения области по вопросам земельных отношений
Отдел земельных отношений  – повышение информированности населения по вопросам земельных отношений
 
Совершенствование законодательства путем внесения предложений по изменению и дополнению в нормативные правовые акты
Уполномоченный государственный орган города -Отдел земельных отношений – согласование нормативных правовых актов в целях совершенствования земельного законодательства

Возможные риски ГУ «Отдел земельных отношений города Жезказгана» предлагается определить по видам ресурсов, ограниченный объем которых может повлиять на достижение поставленных целей ГУ.
Кадровый потенциал. Штатная численность ГУ «Отдел земельных отношений города Жезказгана» со дня образования не подвержена изменениям, хотя территория города  является большой в области и ежегодно с вовлечением в оборот определенных площадей земель увеличивается виды работ по регулированию земельных отношений. 
Проведенный анализ деятельности ГУ «Отдел земельных отношений города Жезказгана»  свидетельствует о необходимости увеличения штатной численности, в связи с расширением функциональных обязанностей.
Технологический риск. При необеспеченности территории города государственными топографическими картами соответствующие современному состоянию местности и государственной топонимике, техническим и технологическим оборудованием и программ, а также искажение геодезических и картографических данных при передаче, хранении, может отрицательно сказываться на результаты рассмотрения задач, связанных с регулированием земельных отношений.
Материально-техническое оснащение. Создаваемая в рамках «электронного правительства» автоматизированная информационная система требует наличия современного компьютерного оборудования для эффективного функционирования информационной системы.
Для централизованного хранения и использования данных в г. Жезказгане имеется городское хранилище данных при ЖФ ДГП «КарагандаНПЦзем» и оно нуждается в современном техническом обновлении, оснащении оборудованиями.

Наименование риска
Возможные последствия в случае непринятия мер реагирования
Механизмы и меры управления
Кадровый потенциал
Резкое снижение исполнительных возможностей Управления и некачественное выполнение им ключевых задач по осуществлению возложенных функций
Принятие комплекса мер по повышению квалификации сотрудников, а также увеличение штатной численности
Технологический риск
Необеспеченность территории города государственными топографическими картами, соответствующими современному состоянию местности и государственной топонимике, а также искажение геодезических и картографических данных при передаче, хранении, отрицательно сказывается на состояние дел в землепользовании.
Создание условий для своевременного выполнения государственного заказа, создание системы мониторинга и контроля за его качественным и эффективным выполнением 

 
 
5. Нормативные правовые акты
1. Подпункты 3), 4), 8), 9)  пункта 1 статьи 18, Земельного кодекса Республики Казахстан;
2.   Долгосрочный приоритет 1 «Национальная безопасность», долгосрочный приоритет 3 «Экономический рост, базирующийся на развитой рыночной экономике с высоким уровнем иностранных инвестиций», Стратегии развития Казахстана до 2030 года, изложенная Президентом страны в Послании народу Казахстана от 10 октября 1997 года «Казахстан – 2030»;
3. Подраздел 4.5 «Регулирование земельных отношений»  раздела IV «Агроиндустриальная политика» Стратегического плана развития Республики Казахстан до 2010 года, утвержденный Указом Президента Республики Казахстан от 4 декабря 2001 года № 735;
4. Подраздел 2.4 «Состояние экологии» раздела 2 «Анализ состояния сельских территорий», подраздел
3.1.1 «Экономический потенциал» раздела 3 «Методика и критерии оценки СНП по уровню социально-экономического развития», подраздел 5.2.1 «Рост сельскохозяйственного производства и расширение сферы экономической деятельности» раздела 5 «Меры государственного регулирования развития сельских территорий», подраздел
7.1 «Государственное регулирование миграции сельского населения» раздела 7 «Управление миграционными потоками сельского населения» Государственной программы развития сельских территорий Республики Казахстан
на 2004
2010 годы, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 10 июля 2003 года N 1149;
5. Разделы 1 «Анализ текущей ситуации», 3.1. «Позиционирование страны в региональной и мировой экономике», 3.2.2. «Развитие сельских территорий», 3.2.3. «Система расселения и устройство территорий», 3.3.1. «Рациональное использование ресурсного потенциала территорий», 3.3.2. «Конкурентоспособная экономическая специализация территорий в республиканском, региональном и международном разделении труда», 3.4. «Улучшение экологического состояния территорий» Стратегии территориального развития Республики Казахстан до 2015 года, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 28 августа 2006 года № 167;
6. Пункты 12, 24 Правил ведения мониторинга земель и пользования его данными в Республики Казахстан, утвержденных постановлением Правительства Республики Казахстан от 19 сентября 2003 года № 956;
7. Пункты 8 46 Правил ведения государственного земельного кадастра в Республики Казахстан, утвержденных постановлением Правительства Республики Казахстан от 20 сентября 2003 года № 958;
 
 
 
 
6.Бюджетные программы.
          В соответствии с определенными стратегическими направлениями Плана ГУ «Отдел земельных отношений города Жезказгана» выделена  текущая бюджетная программа, в том числе по типу программ:
      Для реализации государственных услуг в сфере управления земельных отношений на пять последующих лет необходимы средства в размере 124145,0 тыс.тенге.

Наименование
Ед.
изм
Отчетный период
                                    Плановый период
2010 год
2011 год
2012 год
2013 год
2014 год
2015 год
1
2
3
4
5
6
7
8
Услуги по реализации государственной политики в области регулирования земельных отношений на территории района (города областного значения)
 
11164
12055
12387
14704,1
0
0
 
 
 
 
 
 
Работы по переводу сельскохозяйственных угодий из одного вида в другой
 
 
9419,3
9419,3
9419,3
 
 
Организация работ по зонированию земель
 
6982
12864
0
0
0
0
Земельно-хозяйственное устройство населенных пунктов
 
1350
1433
11474
11474
 
 

 
-           внесение предложений по предоставлению земельных участков для целей недропользования, строительства магистральных трубопроводов, объектов переработки нефти и газа, создания и расширения особоохраняемых природных территорий;
-           организация разработки проектов зонирования земель и программ, проектов и схем по рациональному использованию земель;
-          проведение анализа годовых земельных отчетов (балансов) городов и районов, составление земельного баланса                          области и внесение предложений по рациональному использованию земель в разрезе административно-территориальных единиц области;
-          проведение лицензирования производства землеустроительных работ;
         2. Разработка и утверждение планов земельно - хозяйственного устройства территорий населенных пунктов - 23000,0 тыс.тенге.
        3. Изменение, уточнение границ районов и городов областного значения - 19000,0 тыс. тенге.
             4. Инвентаризация нарушенных земель – 1000,0 тыс.тенге.
 
Примечание: Финансирование остальных мероприятий Стратегического плана осуществляется за счет средств республиканского бюджета, которые в настоящее время распределяются Агентством Республики Казахстан по управлению земельными ресурсами в разрезе областей.
 
 
Начальник ГУ «Отдел земельных
отношений города Жезказгана»
Т.Альменов